Меню Рубрики

Проверочная работа ссср 1953 1964. «оттепель» в ссср

СССР 1953-1964 Вариант1

1. В 1953г. произошло событие:

1) начало реформ в сельском хозяйстве; 3) создание совнархозов;

2) принятие новой программы КПСС; 4) XX съезд КПСС.

2) уменьшились масштабы репрессий против инакомыслящих;

3) была допущена деятельность других партий, кроме КПСС;

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго в и запишите результат в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) Строительство Берлинской стены 1) 1956г.

Б) Усиление конфликта с Китаем 2) 1963

В) Карибский кризис 3)1954

5)1961

4. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запиши в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) попытка Молотова, Кагановича снять Хрущева 1) 1956

Б) арест и казнь Л.П. Берии 2) 1953 г.

В) 20съезд КПСС 3) 1957

Г) первый полет человека в космос 4) 1955

5) 1961

А) репатриация 1) оправдание и восстановление граждан в правах

Б) репарации 2) возмещение государством ущерба, нанесенного

Г)ресталинизация 3) возвращение на родину военнопленных и других. лиц, оказавшихся за ее пределами

4)ограничение или прекращение гонки вооружений

5)отказ от критики культа личности, возвращение к. отдельным чертам единовластия тоталитарного типа

А) запуск первого искусственного спутника Земли

В) развитие атомной энергетики

Г) запрет на развитие кибернетики

Д) выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ-104

Е) широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность

Укажите верный ответ.

1)АВД 2)АГЕ 3)БВГ 4)ГДЕ

СССР 1953-1964 Вариант2

1. В 1954г. произошло событие:

1) XX съезд КПСС. 3) создание совнархозов;

2) начало освоения целинных земель; 4) начало реформ в сельском хозяйстве;

2. В период 1953 - 1964гг., в отличие от периода 1945 - 1952гг.:

1)были распущены творческие союзы, контролировавшиеся КПСС;

2) была допущена деятельность других партий, кроме КПСС;

3) началось массовое жилищное стоительство;

4) поощрялась индивидуальная трудовая деятельность.

3. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запиши в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) первый полет человека в космос 1) 1955

Б) арест и казнь Л.П. Берии 2) 1956 г.

В) 20съезд КПСС 3) 1953

Г) попытка Молотова, Кагановича снять Хрущева 4) 1961

5) 1957

4. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите результат в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) Карибский кризис 1) 1956г.

Б) Усиление конфликта с Китаем 2) 1961

В) Строительство Берлинской стены 3)1954

Г) Применение силы против Венгрии 4)1962

5)1963

5. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

6. Установите соответствие между приведенными понятиями и их признаками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в ТЕТРАДЬ

А) репарации 1) оправдание и восстановление граждан в правах

Б) репатриация 2) возмещение государством ущерба, нанесенного

В) реабилитация другому государству

Г)ресталинизация 3)ограничение или прекращение гонки вооружений

4)отказ от критики культа личности, возвращение к отдельным чертам. единовластия тоталитарного типа

5)возвращение на родину военнопленных и других. лиц, оказавшихся за ее пределами

7. Какие из перечисленных событий, явлений научно-технического развития СССР относятся к периоду 1953 – 1964 гг.?

А) широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность

Б) широкий экспорт промышленной продукции СССР в страны Запада

В) запрет на развитие кибернетики

Г) развитие атомной энергетики

Д) запуск первого искусственного спутника Земли

Е) выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ-104

Укажите верный ответ.

1)АВД 2)АГЕ 3)БВГ 4)ГДЕ


Контрольная работа по теме «СССР в 1953-1964гг». 1 вариант

1.Политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями (1 балл):

А)Консерватизм Б)Либерализм В)Волюнтаризм Г)Радикализм

2.Доклад «О культе личности Сталина» был обнародован на (1 балл):

А) Х съезде КПСС Б) ХХ съезде КПСС В) ХХХ съезде КПСС Г) V съезде КПСС

3. «Королевой полей» в хрущевскую эпоху называли (1 балл):

А) рожь Б) пшеницу В) кукурузу Г) гречиху

4.Деятелей культуры хрущевского периода называли (1 балл):

А) «двадцатипятитысячники» Б) «пятидесятники» В) «шестидесятники» Г) «семидесятники»

А) 1961г. Б) 1962г. Г) 1963г. Д)1964г.

А) Е. Евтушенко Б) Д, Гранин В) К. Паустовский Г) Б. Пастернак

7. Вставьте пропущенные слова (2 балла): «В _______ году в Казахстане и Западной Сибири началось освоение _________ земель».

А) Реабилитация – это ______________.

Б) Мораторий – это _________.

А) А. Вознесенский

1) фантастическая проза

Б) Г. Чухрай

2) поэзия

В) А.Н. и Б.Н. Стругацкий

3) скульптура

Г) Э. Неизвестный

4) киноискусство

Б) Запуск в космос первого искусственного спутника Земли

Г) Отстранение Хрущева от власти

11. Назовите, кто изображен на портрета. Что вы о них знаете? (4 балла):

А) Б)

В) Г)

12.

Охарактеризуйте карикатуру (3 балла):

Кто на ней изображен? Какому событию она посвящается? Что вы о нем знаете?

От 0 до 5 баллов – «1»

От 6 до 10 баллов – «2»

От 11 до 15 баллов – «3»

От 16 до 20 баллов – «4»

От 21 до 25 баллов – «5»

Контрольная работа по теме «СССР в 1953-1964гг». 2 вариант

1.Восстановление в правах, восстановление доброго имени (1 балл):

А)Репатриация Б)Реабилитация В)Реставрация Г)Реституция

2.В 1956 году состоялся (1 балл):

А) Х съезд КПСС Б) ХХ съезд КПСС В) ХХХ съезд КПСС Г) V съезд КПСС

3. Иван Бровкин в одноименном фильме Ивана Лукинского уезжает на освоение: (1 балл):

А) Приморского края Б) Сибири В) целины Г) пустыни

4.Вместо «пятилеток» при Хрущеве были введены (1 балл):

А) «шестилетки» Б) «семилетки» В) «восьмилетки» Г) «девятилетки»

5. Первый полет человека в космос был совершен в (1 балл):

А) 1958г. Б) 1959г. Г) 1960г. Д)1961г.

А) А Вознесенский Б) Д, Гранин В) К. Паустовский Г) А Фадеев

7. Вставьте пропущенные слова (2 балла): «С 1955 года почти вдвое увеличиваются площади посевов __________. Это была попытка за счет этого злака решить продовольственную _________ в СССР».

8. Закончите предложения (2 балла):

А) Свнархоз – это ______________.

Б) Волюнтаризм – это _________.

9. Установите соответствие (4 балла):

А) Е Евтушенко

1) проза

Б) Г. Чухрай

2) поэзия

В) Д. Гранин

3) скульптура

Г) Э. Неизвестный

4) киноискусство

10. Расположите в хронологическом порядке (4 балла):

А) Строительство Берлинской стены

Б) Запуск в космос первого комонавта

В) Начало выдачи паспортов колхозникам

Г) Приход Хрущева к власти

МКОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории:

Пименова С.Н.

д. Нестеровка 2013 г.
Ход урока:


  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверим нашу готовность с вами к уроку (на столе должны лежать учебники, тетради, ручки, карандаши, линейка, дневник).

  1. Постановка цели урока
На протяжении нескольких уроков мы рассматривали тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Слайд 1 (Хрущев) Мы говорили о борьбе за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, рассмотрели социальную политику государства. Сегодня мы говорим об «оттепели» в духовной жизни советских людей.

Слайд 2 (Цель) Цель сегодняшнего урока: рассмотреть пути развития духовной жизни в СССР в период «оттепели». Одной из задач сегодняшнего урока будет попытка выяснить, каким образом осуществляется процесс преодоления проявлений сталинизма в духовной жизни общества.

Теперь я предлагаю приступить к нашему учебному занятию. Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока: Слайд 3 («Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»)

3. Повторение пройденного.

Перед тем как, мы преступим непосредственно к изучению новой темы, я предлагаю вам, выполнить тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

1)повышению урожайности

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

3) после XX съезда КПСС

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

4) целлюлозно-бумажной

Ответы: 1-1; 2-5; 3-3; 4-4; 5-4; 6-3; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1.

Обменяемся тетрадями и проведем взаимопроверку (если верно дано 10 ответов ставим «5», 8-9 ответов «4», 5-7 ответов «3», меньше 5 ответов «2».

Учитель:

С помощью этого теста мы повторили экономические события, связанные с эпохой правления Н. Хрущева.

Мне хотелось бы начать урок со стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель».

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Ребята, из этого четверостишия как вы думаете, о каком периоде в нашей истории мы будем вести сегодня беседу? Кто мне может сказать, что такое оттепель? (В БСЭ, дается следующее определение: Оттепель, повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период).

А, что же такое оттепель в жизни нашей страны нам и предстоит узнать.

Учитель: А теперь я вам предлагаю вспомнить, какие явления и события повлекли изменения духовной жизни в обществе в 1953-1964 гг. Слайд 4

Ученики:


  1. 5 марта 1953 г. – смерть Сталина.

  2. февраль 1956 г. - XX съезд партии.

  3. Осуждение культа личности.

  4. Возвращение репрессированных (реабилитация).

  5. Смягчение внешнеполитического курса.

  6. Попытки реформирования социально-экономической сферы, в том числе отмена платы за обучение, начало массового жилищного строительства, увеличение пенсий, снижение пенсионного возраста; колхозники получили паспорта, введена денежная оплата их труда и пенсии для колхозников.
Учитель: Молодцы ребята. Именно эти события стали ключевыми событиями. Повлекшими за собой изменения в духовной жизни общества.

Чтобы составить свое собственное мнение об изменениях, которые произошли в культуре, в обществе в период « хрущевской оттепели», нам будет нужно поработать на уроке, обратите внимание на выставку книг, которую я вам приготовила, вы её можете посмотреть на перемене.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране.

Слайд 5 Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Запишем данное определение в тетради.

Ребята, а как вы думаете, почему именно это название получил этот период?

Под «оттепелью» понимается особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Современник так сказал о своей эпохе: "Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому, этот незабываемый, нескончаемый российский спор - о главном. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера".

4. Изучение нового материала

Учитель: Первыми проявлениями “культурной оттепели” стали статья В. Померанцевой “Об искренности в литературе”, повесть И. Эренбурга “Оттепель” (именно после ее появления слово стало общественно значимым) и др. Слайд 6. Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда (искренность) в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Приметой времени стало стремление преодолеть недавнее прошлое.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом. Слайд 7.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. Слайд 8.

Он оставил после себя Предсмертное письмо. Давайте с вами его прочтём.

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

(в своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью»).

Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Слайд 9.

А сейчаспоработаем с учебником с. 289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными они были?

Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др. Слайд 10.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «от всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В.Шебалина, Г.Попова, Н. Мясковского и др. Слайд 11.

Сообщение о Шостаковиче Д.

Ребята, а кто мне может сказать, что такое симфония? (Симфония – это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла).

Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали самую известную симфонию Д.Д.Шостаковича 7 или как её называют Ленинградскую. Прослушивание.

Какое настроение у вас после прослушивания данного произведения?

Немцы тоже слышали это произведение и 9 августа 1942 года, они написали. Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Галина Лелюхина, флейтист:

Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.

Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определенные границы.

Показательной является кампания против Б. Пастернака и его романа «Доктора Живаго». Присуждение Нобелевской премии за данный роман, поставило писателя практически вне закона, он был исключен из Союза писателей, а рукопись была напечатана в Италии. В это время вышло в свет постановление президиума правления Союза писателей СССР, в котором осуждались действия и идеи Пастернака.

Он отказался от ее получения, что не покидать страну. Но гонения на Пастернака не прекратились. Слайд 12.

Наряду с гонениями на Пастернака издаются произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», которые производят переворот в идеологии простого народа.

А сейчас давайте с вами прослушаем фрагмент из произведения «Один день Ивана Денисовича».

Ребята, как вы думаете, а кто является главным героем данного произведения? (Сам Солженицын А.И.)

О чем рассказывает главный герой? (всю правду о лагерной жизни)

Слайд 13. Интересно, что сам Хрущев дал «добро» на выпуск этих произведений. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры.

Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), Слайд 14. но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Слайд 15.

Тем не менее, в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, Сообщение о Шолохове М. «Тишина» Ю. Бондарева), Слайд 16. кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства. Слайд 16.

5. Закрепление изученного

В качестве закрепления материала, я предлагаю проанализировать стихотворение Р.Рождественского «История». Мы используем элемент игровой технологии «Выбери нужное». Текст стихотворения и вопросы к нему у вас лежат на столах.

История – прямая и нелепая!

От суеты.

От тупости души.

И перекрашивали!

И перекрашивали!

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Ребята я даю вам 1 мин. Для того. Чтобы вы поработали самостоятельно.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

– Что он предлагает?

(Такие произведения показывают позицию авторов, не согласных с единой идеологией в рамках советской системы; они имеют право выражать свои мысли так, как считают нужным, а политическое руководство страны всячески стремилось удержать культуру в «рамках».)

6. Подведение итогов.

Итак, сталинские холода ушли в прошлое, но настоящего тепла не наступило. «Оттепель» могла вызвать паводок, грозивший снести всю систему. Контроль за умами людей стал более гибким и изощрённым, но не менее строгим. Эти годы были приглашением к свободе, но не самой свободой. После “оттепели” вновь ударили “заморозки” и до настоящей “весны” было еще очень далеко.

7. Домашнее задание. Параграф 41. выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Материалы к уроку

Тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

2.Меры по улучшению сельского хозяйства, предложенные Г.М. Маленковым сводились к:

1)повышению урожайности

2)включению фактора личной заинтересованности колхозников

3)освоению целинных и залежных земель

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

3.Обеспечить подъем сельского хозяйства за счет повышения закупочных цен на продукцию колхозов и освоения целинных и залежных земель предлагал:

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

4.Пенсии колхозникам были введены:

1) с завершением коллективизации

2) во исполнение Конституции 1936 г.

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

5.Быстрый рост благосостояния крестьян породил опасения о «перерождении» их в «кулаков», и власти начинают возврат к администрированию и принуждению:

1) с соответствии с решениями XX съезда КПСС

2) с принятием Программы построения коммунизма

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

6.С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу увеличились более чем вдвое, что привело:

1) решению проблем обеспечения населения говядиной

2) увеличению почти вдвое сбора зерновых

3) общему снижению сбора зерновых

4) созданию надежной кормовой базы животноводства

7.Кризис в освоении целинных земель в 1962-1963 гг. связано с:

1) ослаблением внимания руководящих органов к освоению новых земель

2) эрозией почв, непродуманной системой земледелия и погодными условиями

3) падением трудовой дисциплины

8.Повышение в июне 1962 г. цен на ряд основных продуктов питания вызвало недовольство и даже открытые выступления рабочих, наиболее серьезным из которых было выступление в:

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

9.Курс на преимущественное развитие легкой промышленности, проводившийся правительством с августа 1953 г., был свернуть:

1) с началом освоения целины в 1954 г.

2) с отставкой Г.М. Маленкова с поста главы правительства

3) после XX съезда КПСС

10.За 1950-1965 гг. удвоились объемы производства промышленности:

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература-этот высший плод нового строя-унижена, затравлена, загублена. Самодовольство товарищей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них, можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996

с.471-472.)

Как вы думаете, в чём главная суть этого письма?

Стихотворение Р.Рождественского «История».

Подтвердите словами из стихотворения следующие положения.

I. – Представители власти не говорят всей правды своему народу.

II. – История как наука искажается в угоду власти.

V. – Сделать выводы по обсуждению предложенных вопросов

Слушаем отрывок из стихотворения, работаем с текстом.

История прекрасная, как зарево.

История – проклятая, как нищенство!

Людей преображающая заново и отступающая перед низостью.

История – прямая и нелепая!

Как часто называлась ты – припомни!

Плохой, когда была великолепною!

Хорошей – хоть была постыдно подлой!

Как ты зависела от вкусов мелочных.

От суеты.

От тупости души.

Как ты боялась властелинов, мерящих

Тебя на свой придуманный аршин!

Тобой клянясь, народы одурманивали.

Тобою прикрываясь, земли грабили!

Тебя подпудривали и подрумянивали,

И перекрашивали!

И перекрашивали!

Ты наполнялась криками истошными

И в великаны возводила хилых…

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Информационный проспект

урока истории в 9 классе

«Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»»

Цель: Рассмотреть пути развития духовной жизни СССР в период «оттепели»

Задачи:

1) Образовательные:


    1. Расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в послевоенный период,

    2. Обобщить, систематизировать и углубить знания по теме «оттепель»,

    3. 2) Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к книге, привлекать детей к регулярному посещению школьной библиотеки.

    1. Воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

    2. 3) Развивающие:

    3. Развивать умение работать с историческими документами, умение рассуждать и применять знания.

    4. Развитие мыслительных способностей учащихся.
Оборудование: ноутбук,мультимедийная установка, колонки.

Материал к уроку: учительская презентация, ученические презентации по биографиям М.А. Шолохова и Д.Д. Шостаковича, тест по теме «Экономика СССР 1953-1964 гг.», исторический источник «Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.», аудиозапись 7 Симфонии (Ленинградской) Д.Д. Шостаковича, аудиозапись фрагмента произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», стихотворение Р.Рождественского «История», выставка книг поэтов и писателей периода «оттепели».

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Повторение пройденного
- тест «Экономика СССР 1953-1964 гг.» (взаимопроверка);

Чтение наизусть учителем четверостишия из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Оттепель»;

Словарная работа – Хрущёвская оттепель


  1. Изучение нового материала
- вступительное слово учителя по теме;

Работа с историческим источником «предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г. (учитель и учащиеся);

Самостоятельная работа учащихся с учебником с.289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства;

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шостаковича Д.Д. (Камальдинова Н.)

Прослушивание и беседа 7 Симфонии Шостаковича Д.Д.

Прослушивание фрагмента из произведения «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шолохова М.А. (Новиков М.)


  1. Закрепление изученного на уроке
- анализ стихотворения Р.Рождественского «История»

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание
Параграф 41, выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

1. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего Председателя КГБ СССР В.Е. Семичастного и укажите, о подготовке какого события рассказывает автор.

«Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского … Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его позицию, и первый же вопрос, который он задал, был «А с кем КГБ?». И когда ему сказали, что мы об этом информированы, он сказал: «Я согласен»… Приезжаю в Кремль … заменили охрану в приемной Хрущева, а затем на квартире, на даче. Затем говорю заместителю начальника охраны: «Сейчас началось заседание Президиума. Ни одной команды, ни одного распоряжения без моего ведома не давать. Запрещаю. Таково указание руководства ЦК». Он меня понял. И никаких эксцессов не было».

1)прихода Н.С. Хрущева к власти

2)отстранения Н.С. Хрущева от руководства страной

3)осуждения «антипартийной группы» В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича

4)поездки Н.С. Хрущева в США

2. Что явилось одним из результатов изменений в социальной политике, проводившейся государством во второй половине 1950-х гг.?

1)введение обязательной подписки на государственные займы

2)отмена всех видов оплаты за среднее и высшее образование

3)увеличение продолжительности рабочей недели

4)введение суровых наказаний за опоздание на работу

3. К внешнеполитической деятельности СССР в 1953–1964 гг. относится

1)разрыв отношений с Югославией

2)заключение договора о дружбе с Китаем

3)первый визит главы Советского государства в США

4)ввод войск стран – участниц Организации Варшавского договора

4. Что из перечисленного относится ко второй половине 1950-х гг.?

1)освоение целины

2)введение хозрасчёта на предприятиях

3)строительство ДнепроГЭСа

4)строительство Волжского автомобильного завода

Что относится к мерам повышения жизненного уровня населения в период «оттепели» в СССР?

1)снятие всех ограничений с личного подсобного хозяйства колхозников

2)установление пособий по безработице

3)снижение цен на мясо и молоко в начале 1960-х гг.

4)массовое жилищное строительство

6. С достижениям науки и техники в период с середины 1950-х до середины 1960-х гг. относится

1)запуск первого искусственного спутника Земли

2)совместный советско-американский космический полет

3)создание сети Интернет

4)создание атомной бомбы

7. Прочтите отрывок из Закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» и укажите, под чьим руководством проводились реформы, о которых говорится в Законе.

«Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов.

Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства...

В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР (прилагается список десяти министерств)».

1)Н.C. Хрущева

2)А.Н. Косыгина

3)М.С. Горбачева

4)Е.Т. Гайдара

8. Какое событие произошло в СССР, когда руководителем страны был Н.С. Хрущев?

1)первый совместный советско-американский космический полет

2)разгром советской генетики

3)авария на Чернобыльской АЭС

4)запуск первого в мире искусственного спутника Земли

9. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в период середины 1950-х – середины 1960-х гг.?

1)создание легальных внутрипартийных фракций и групп

2)новый виток массовых репрессий

3)реабилитации политзаключённых

4)возрождение многопартийности

10. Какая черта характеризовала общественно-политическую жизнь СССР в период «оттепели»?

1)разоблачение культа личности И. Сталина

2)проведение политики гласности

3)отказ от идеологического контроля за творчеством интеллигенции

4)переход к многопартийности

11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите период, когда происходили описанные события.

«Когда (его) имя исчезло со страниц газет, а потом очень быстро появилась формулировка «культ личности», то этим было как-то задето нравственное чувство… Как же так? То он заполнял собой все газеты, все на него молились. И кто в первую очередь молился? Все эти «начальники», руководители страны. Почему вы раньше кричали «ура!», а теперь молчите? В общем это было сделано как-то безнравственно».

1)1945 – 1953 гг.

2)1953 – 1964 гг.

3)1964 – 1985 гг.

4)1985 – 1991 гг.

12. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие… данные о реагировании населения на решение… о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.

Нежелательные проявления продолжают иметь место в г. Новочеркасске… Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания… Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчет».

1)Н.С. Хрущев

Брежнев

3)Ю.В. Андропов

4)М.С. Горбачев

13. При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей?

1)И.В. Сталине

2)Н.С. Хрущеве

3)Л.И. Брежневе

4)М.С. Горбачеве

14. К какому периоду относится начало десталинизации советского общества?

1)1941 – 1945 гг.

2)1945 – 1953 гг.

3)1953 – 1964 гг.

4)1964 – 1982 гг.

15. Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?

1)ввод советских войск в Афганистан

2)вывод советских войск из Германии

3)первый визит руководителя СССР в США

4)разрыв отношений с Югославией

16. Что явилось результатом попытки смещения Н.С. Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС в июне 1957 г.?

1)уход Н.С. Хрущёва на пенсию «по состоянию здоровья»

2)новая волна массовых политических репрессий в стране

3)назначение Г.К. Жукова министром обороны

4)лишение членов «антипартийной группы» занимаемых ими постов

17. Какая из названных мер была осуществлена в СССР в период «оттепели»?

1)ликвидация машинно-тракторных станций

2)введение повсеместного распределения всех товаров по карточкам

3)предоставление каждой семье права покупки жилья

4)сокращение жилищного строительства

18. Прочтите отрывок из доклада руководителя СССР и укажите, в каком году этот доклад был сделан.

«Мы должны серьезно разобрать и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но что казалось ему, при его капризности и деспотичности, противоречащим его установкам».

19. Прочтите отрывок из постановления Пленума ЦК КПСС в июне 1957 г. и укажите фамилии участников названной группы.

«Пленум … рассмотрел вопрос об антипартийной группе …, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС … С целью изменения политической линии партии эта группа антипартийными фракционными методами добивалась смены состава руководящих органов партии …

Они вели ничем не оправданную борьбу против активно поддержанного колхозами … призыва партии – догнать в ближайшие годы США на производству молока, масла и мяса на душу населения …»

1)Булганин, Берия, Ворошилов

2)Хрущев, Жданов, Микоян

3)Маленков, Молотов, Каганович

4)Громыко, Суслов, Косыгин

20. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны?

1)введение войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию

2)ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

3)Карибский кризис

4)война во Вьетнаме

21. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1)1946 г., 1960 г.

2)1949 г., 1955 г.

3)1953 г., 1965 г.

4)1961 г., 1967 г.

22. Что было одним из последствий ХХ съезда КПСС?

1)волна арестов сторонников И.В.

Сталина

2)«ленинградское дело»

3)отказ от партийного контроля за творческой интеллигенцией и органами печати

4)раскол общества на сторонников и противников разоблачения культа личности И.В. Сталина

23. Какое из названных событий 1940 – 1950-х гг. произошло позднее всех других?

1)ХХ съезд КПСС

2)смерть И. Сталина

3)денежная реформа

4)«Ленинградское дело»

24. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о

1)необходимость мирного сосуществования двух противоположных систем

2)переходе к политике гласности

3)переходе к рыночным отношениям

4)необходимости принятия новой конституции СССР

25. К внешнеполитической деятельности СССР в 1950-е гг. относится

1)создание Организации Варшавского Договора

2)укрепление отношений с Китаем

3)участие в Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4)заключение договора с США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в трех средах

26. К каком году Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС?

27. Что было одной из причин кризиса сельского хозяйства в начале 1960-х гг.?

1)предоставление крестьянству свободы выбора формы ведения хозяйства

2)решение об организации машинно-тракторных станций

3)отказ от семилетнего планирования развития экономики

4)противоречивость и непоследовательность политики в сфере сельского хозяйства

28. C какими государственными деятелями США и СССР связано урегулирование Карибского кризиса?

1)У. Черчилль, И.В. Сталин

2)Дж. Кеннеди, Н.С. Хрущев

3)Ф. Рузвельт, А.А. Громыко

4)Д. Эйзенхауэр, Н.А. Булганин

29. Что из перечисленного произошло в период руководства СССР Н.С. Хрущёва?

1)создание Совета экономической взаимопомощи

2)начало Корейской войны

3)«бархатные революции» в странах Восточной Европы

4)возведение Берлинской стены

30. Что стало одним из последствий смены руководства СССР в 1953 г.?

1)создание фермерских хозяйств в СССР

2)начало реабилитации жертв политических репрессий

3)принятие конституции «развитого социализма»

4)переименование ВКП(б) в КПСС

31. В число мероприятий внутренней политики Н. Хрущева входило

1)сокращение продолжительности рабочей недели

2)увеличение производства мяса, молока, хлеба к началу 1960-х гг.

3)введение платного образования

4)сокращение объемов жилищного строительства

32. Какие события, явления свидетельствовали о кризисе политики Н.С. Хрущева в начале 1960-х гг.?

А) прекращение критики культа личности И.В. Сталина

Б) недовольство военных сокращением армии

В) закрепление в Конституции СССР руководящей роли КПСС

Г) ухудшение положения в сельском хозяйстве, начало закупки зерна за рубежом

Д) сокращение посевных площадей

Е) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

33. Какие три из перечисленных понятий относятся к периоду «оттепели»?

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)гласность

2)десталинизация

3)целинник

4)«дело врачей»

5)«новое политическое мышление»

6)совнархоз

34. Какие меры в сфере сельского хозяйства были предприняты в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ?

А) увеличение финансирования сельского хозяйства

Б) укрупнение колхозов

В) снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

Г) ликвидация МТС

Д) введение денежных окладов в колхозах

Е) начало массовых закупок зерна за границей

35. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности.

1)создание Крестьянского Поземельного банка

2)проведение политики «ликвидации кулачества как класса»

3)ликвидация МТС (машинно-тракторных станций)

4)установление продовольственной диктатуры в деревне, формирование продотрядов

36. Какие три из перечисленных понятий относятся к периоду «оттепели»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)репарации

2)реабилитация

3)космополитизм

4)развенчание культа личности

5)целинник

6)многопартийность

37. Какие из названных мер относятся к школьной реформе конца 1950-х – начала 1960-х гг.?

А) переход на 11-летнее среднее образование

Б) введение системы «трудовых резервов»

В) ликвидация системы вечерних и заочных школ

Г) введение обязательного 8-летнего образования

Д) соединение обучения в школе с производительным трудом

Е) создание частных учебных заведений

38. Прочтите отрывок из воспоминаний А.Д. Сахарова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«…Пагубные сельскохозяйственные авантюры, авантюры внешнеполитические, Берлинская стена, попытки сломить партийно-бюрократическую монополию власти в стране (сломившую его самого), попытки резко уменьшить военные расходы и демилитаризировать экономику (что вызвало противодействие военных кругов)… Московский договор о запрещении (ядерных испытаний) в трех средах, наконец, Карибский кризис и продовольственные трудности… – весь этот противоречивый калейдоскоп, завершившийся [его] падением, а в дальнейшем – приходом к власти консервативной партийной бюрократии».

39. Прочтите отрывок из послания Н.С. Хрущева Президенту США Дж. Кеннеди и напишите, какое название получило событие, о котором идет речь.

«…Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы… Мы, г-н Президент, уже выполнили свои обязательства относительно вывоза наших ракет и самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно… От того, как Вы сейчас будете выполнять взятые на себя обязательства, зависит все, зависит стабильность в этом районе и не только в этом районе, но и во всем мире… Мы считаем, что данные Вами гарантии о невторжении на Кубу будут соблюдаться и притом не только во время Вашего пребывания в Белом Доме…»

40. Ниже приведены две точки зрения на ХХ съезд КПСС, разоблачение культа личности И.В. Сталина:

1. Съезд нанес большой ущерб стране, разделил общество на противников и сторонников Сталина, подорвал авторитет государства и партии во всем мире.

2. ХХ съезд дал новый импульс развитию общества, позволил отказаться от самых негативных проявлений культа личности.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. Определите главных претендентов на власть, после смерти Сталина: А) Маленков Г. И. Б) Молотов В. М. В) Берия Л. П. Г) Хрущев Н. С. 2. Выберите причины ареста Берии Л. П. А) обвинение в незаконных репрессиях Б) обвинение в неумелом руководстве МГБ В) обвинение в сотрудничестве с империалистическими разведками Г) обвинение в заговоре для восстановления господства буржуазии

3. В каком году развернулась компания по освоению целины А) 1954 г. Б) 1955 г. В) 1956 г. Г) 1957 г. 4. Какая из реформ в экономике не относится к реформам Хрущева Н. С. А) повышение закупочных цен на колхозную продукцию Б) сокращение нерентабельных предприятий В) повышение технического уровня производства Г) развитие атомной энергетики

5. Найдите реформу проведенную в образовании: А) новые правила приема в вузы Б) введение восьмилетнего обучения В) укрупнение школ, путем закрытия малочисленных Г) открытие ПТУ 6. В каком году была образована Организация Варшавского Договора А) 1953 г. Б) 1954 г. В) 1955 г. Г) 1955 г.

7. Соотнесите термины и их значения 1. Авторитарность А. важнейшая составная часть номенклатуры. 2. Партократия Б. форма национальной нетерпимости, враждебное отношение к евреям. 3. Реабилитация В. перемещение руководящих кадров 4. Антесемитизм Г. политические действия направленные на завоевания общественного доверия путем заведомо невыполнимых обещаний 5. Популизм Д. преобладание власти одного лица в государстве или в коллективе. 6. Ротация Е. восстановление в правах, восстановление доброго имени.

8. Что явилось пиком противостояния между системами капитализма и социализма А) «Карибский кризис» 1962 г. Б) позиция СССР по германскому вопросу В) проблема отношений с государствами «третьего мира» Г) введение войск СССР в Венгрию 9. В чём причина отставки Н. С. Хрущева А) административные экспромты Хрущева, кадровая чехарда Б) сокращение Вооруженных Сил В) провал экономической политики Г) нормализация отношений с западными странами

10. После смерти И. В. Сталина председателем Совета министров СССР стал. . . а) Г. М. Маленков; б) Л. П. Берия; в) Н. С. Хрущев; г) Л. М. Каганович. 11. С докладом о культе личности И. В. Сталина Н. С. Хрущев выступил. . . а) на XIX съезде; б) на XX съезде; в) на XXI съезде; г) на XXII съезде.

12. В 1957 г. оппозицию Н. С. Хрущева составляли. . . а) Г. К. Жуков, В. М. Молотов, Л. М. Каганович; б) Г. К. Жуков, В. М. Молотов, Г. М. Маленков; в) Л. М. Каганович, В. М. Молотов, Л. И. Брежнев; г) Л. М. Каганович, В. М. Молотов, Г. М. Маленков. 13. При Н. С. Хрущеве СССР перешел. . . а) к территориальному принципу управления экономикой; б) к отраслевому принципу управления экономикой; в) к самоорганизации экономической сферы; г) к командно-административному принципу управления экономикой.

14. Н. С. Хрущев инициировал массовый засев. . . а) гречихи; б) кукурузы; в) льна; г) бахчевых культур. 15. Какое явление не было свойственно периоду правления Н. С. Хрущева? а) массовые застройки в городах; б) повышение зарплат и пенсий; в) расширение личного хозяйства в деревне; г) возникновение хлебного дефицита.